Представьте себя в следующей ситуации, побудьте в ней пару минут… «Вы ведете машину и превысили скорость. Машина, следующая перед Вами внезапно останавливается и Вы резко тормозите. Машины столкнулись, но Вы не пострадали. Задержитесь в машине на минутку». Теперь ответьте на четыре вопроса, результат запишите: 1. Что Вы чувствуете? 2. Что дальше будете делать? 3. Чем всё закончится? 4. Что будете чувствовать потом? Пример: 1. Страх. 2. Громко выругаюсь. 3. Поеду дальше. 4. Радость. Далее – интерпретируйте (лучше – в обратной связи со специалистом). Пример: 1. Страх. За свою жизнь и здоровье, имущество. 2. Громко выругаюсь. С целью отомстить обидчику ("он затупил на мою территорию"). 3. Поеду дальше. Игнорирование («я не посмотрел, что произошло в другом автомобиле»). 4. Радость ("остался жив и здоров"). Сценарий рэкетного реагирования: 1. Страх за свою жизнь и здоровье. 2. Гнев. Месть. 3. Игнорирование партнера. 4. Радость. Запишите результат! Это – сценарий вашего рэкетного реагирования! ТЕРМИНЫ: Рэкетные чувства — это чувства, которые приносят желаемый результат, и которые можно использовать для удовлетворения своих потребностей. Другие, «плохие» воспринимаются как бесполезные и даже вредные, даже если они адекватные. В детстве мы учимся чаще испытывать «хорошие» чувства, вытесняя адекватные, но «плохие», замещая «плохие» — «хорошими». Эти замещающие («хорошие») чувства в ТА называются рэкетными, т.к. с их помощью ребёнок вымогает желаемое. Во взрослой жизни это замещение чувств не осознаётся, рэкетные чувства кажутся естественными. Аутентичные чувства — это природные, неискажённые чувства, которые являются естественной реакцией на ситуацию. Существует четыре «чистых» (без примесей) человеческих чувства: гнев, печаль, страх и радость. Это аутентичные чувства. Они сопровождаются такими же «чистыми» физическими ощущениями: покой, расслабленность, голод, сытость, усталость, возбуждение, отвращение, сонливость и др. Когда человек выражает аутентичное чувство, он делает что-то, что помогает завершить ситуацию. (по материалам курса «Трансактный анализ»)
|