Кризис - это период нестабильности, во время которго осуществляются серьёзные изменение, результат которых может быть как негативным, так и положительным. Антикризисное управление существует для того, чтобы избежать кризиса либо предупредить его возможное появление, либо же, если это невозможно, ограничить и смягчить последствия кризиса. Слово «кризис» ведет происхождение от греческого слова «crisis», которое означает «приговор, решение любого вопроса в сомнительной ситуации». Также это слово может означать «выход, решение конфликта». Но современное значение слова чаще всего используется у врачей: кризис означает рашающую фазу развития болезни. В этом значении термин «crisis» используется тогда, когда заболевание увеличивает интенсивность, переходит в другое заболевание либо заканчивается смертью. Козеллек утверждает, что кризис - это «едва измеряемый переломный пункт, на котором решением является либо смерть, либо жизнь». Согласно энциклопедическому словарю «во всех случаях, даже в случае разрушения системы, кризис можно рассматривать как переход системы в новое качество либо создание качественно новой системы, другими словами как момент развития. В этом значении кризис принципиально отличается от катастрофы, то есть окончательного разрушения системы и создания новой системы худшего качества либо полного прекращения развития вообще». Согласно вышеоприведенным определениям, можно сделать вывод, что кризис не всегда имеет негативную окраску. А соответственно можно сделать вывод, что результат такого кризиса (негативный либо положительный) напрямую зависит от качества антикризисного менеджмента. Причины кризиса могут быть разными. Они делятся на: - объективные, связанные с цикличными потребностями модернизации и реструктуризации; - субъективные, которые отображают ошибки и волюнтаризм в управлении; - природные, которые характеризируют явления климата, землетрясения и т.п. Также причины кризиса могут быть внешними и внутренними: 1) Внешние причины связаны с развитием мировой экономики, политической ситуацией в государстве и т.п. 2) Внутренние причины связаны с проблемами в управлении, внутренними конфликтами. От правильного определения типа кризиса напрямую зависит пожход к управлению ним. Кризис можно ожидать всегда и его необходимо предусматривать и прогнозировать. Основная функция кризиса - уничтожение тех элементов, которые являются наименее стойкими и жизнеспособными, которые уничтожают целостность организации. Кризис государтсвенного управления - особенное переломное состояние развития и функционирования политической системы общества, которое характеризируется нестабильностью деятельности политических институтов, снижением уровня возможности управлять социально-экономическими процессами, обострением политических конфликтов, нарастанием критической активности масс. Основными хаарктреистиками кризиса государственного управления являются: - Обострение экономических и социальных конфликтов, которое приобретает ярко выраженный политический характер; - Несостоятельность государственной власти в управлении конфликтами, регулировании социально-экономических процессов прежними методами; - Расбалансированность политических институтов власти, отсутствие взаимодействия с окружающей средой. Кризис государственного управления развивается поэтапно: 1) Появление многочисленных конфликтов в разных сферах социальной жизни; 2) Развитие конфликтных ситуаций до того уровня, на котором они уже не могут быть решены путем компромиссов; 3) Развитие и обострение кризиса, результатом которого является распад существующих политических структур. Чем ранее выявлен кризис и чем эффективней построена система антикризисного менеджмента, тем меньшие потери будут понесены в результате. Последствия кризиса могут привести как к резкому ухудшению ситуации, так и к постепенному выходу из неё. Опасность наступления кризиса существует всегда, даже тогда, когда кризис отсутствует. Поэтому важным является умение распознавать и оценивать возможности выхода из кризиса. Преодоление кризиса - процесс, который поддается управлению. Успех такого управления зависит от своевременного распознавания кризиса, симптомов его наступления. Подход к антикризисному управлению базируется на следующих положениях: - Кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать; - Кризисы в определенной степени можно ускорять, переносить; - К кризисам можно и нужно готовиться; - Кризисы необходимо смягчать; - Управление в условиях кризиса требует особых подходов, знаний, умений; - Кризисными процессами определенным образом можно управлять; - Управление процессами выхода из кризиса может минимизировать последствия самого кризиса. Необходимость антикризисного управления определяется целями развития. Всю совокупность проблем можно объединить в такие группы: - Проблемы распознавания предкризисных ситуаций. Эта группа включает в себя комплекс проблем финансово-экономического характера. - Проблемы диференциации технологий управления. В данную группу входят проблемы прогнозирования кризиса, поиска необходимой информации и управленческих решений, проблемы анализа и оценки кризисных ситуаций. - Конфликтология и селекция персонала. Выделяют два этапа восприятия кризиса: 1) Отношение к кризису, которое ориентируется на сохранение докризисного состояния. Восприятие кризиса негативное, а все меры направлены на сосстановление докризисного состояния. 2) Отношение к кризису ориентируется на восстановление. Кризис воспринимается как необходимость обновления, освобождения от ложных целей. Уклон осуществляется не на борьбу, а на изменение структуры, технологии. В условиях кризиса необходимыми являются меры, направленные на поиск путей выхода из него. Для этого необходимыми являются меры, которые делятся на тактические и стратегические: - Тактические (оперативные) меры могут быть защитными (сокращение расходов, закрытие неэффективных подразделений, скоращение персонала и т.д.) и наступательными (маркетинговые исследования, высокий уровень цен на продукцию и т.п.). Такие меры направлены на планирование и воплощение мер, целью которых является восстановление докризисного состояния; - Стратегические меры, которые заключаются в разработке общих целей, долгосрочных задач менеджмента: анализ и оценка состояния объекта, разработка инновационной стратегии и т.п. Стратегия - это модель действий, необходимых для достижения определенных целей на основе распределения существующих ресурсов. Формирование стратегий антикризисного управления осуществляется в несколько этапов: - анализ внешних факторов с целью выявления причин кризиса; - анализ состояния объекта, который находится в кризисной ситуации; - пересмотр миссии и системы целей. Возможность антикризисного управления определяется в первую очередь человеческим фактором. Осознанная деятельность человека позволяет находить пути выхода из кризиса, использовать накопленный опыт, приспосабливаться к ситуациям, которые возникают. Также возможность антикризисного управления определяется знаниями человека о цикличном характере развития социально-экономических систем. В условиях кризиса государство делает более жестким режим контроля исполнения законов и нормативных актов. Дестабилизация в стране возникает не из-за наличия кофликтов, а из-за неумения выявить их вовремя, контролировать и регулировать этот процесс, управлять ними. Система антикризисного управления должна владеть особенными способностями, основными из которых являются: - гибкость и адаптивность; - склонность к усилению неформального управления, инициативность, терпение; - диферсификация управления; - снижение централизма для обесепечения своевременного реагирования на проблемы, которые возникают. В механизме антикризисного управления приоритеты должны предоставляться таким вещам: - мотивации, которая ориентируется на антикризисные меры, экономия ресурсов, осторожность; - оптимистичному настрою и уверенности в собственных силах; - инициативности в поиске наилучших вариантов решения проблем и развития организации в целом; - поиску и внедрению инноваций. В целом стиль антикризисного управления должен характеризироваться профессиональным доверием, целеустремленностью, принятием ответственности и нестандартным подходом.