Лига психологов и психотерапевтов
Четверг, 21.11.2024, 13:40
| RSS
 
Главная Дневник
Меню сайта
Категории раздела
Личный блог [8]
Резюме Членов Лиги [32]
Mini chat
Главная » 2009 » Июль » 9 » Кризисные состояния
Кризисные состояния
19:17
Кризисные состояния, которые характеризуют развитие современного общества и цивилизации нуждаются в совершенном изучении. “Эволюция в развитии человека представлена чередованием стойких (этапы, стадии) и переходных (неустойчивых) состояний” [2]. Так И.П. Маноха указывает, что в определенные периоды жизни человека возникают моменты “ отвечать перед собственным бытием ”, какие имеют определенную меру напряженности, неуверенности и актуализируют необходимость действовать. Они определяются как “критические состояния бытия” и является абсолютно естественными, “поскольку критичность - сущностный признак бытия человека, как и бытия вообще” [3, с. 239]. Критические состояния бытия человека нуждаются в преодолении противоречий развития, для чего применяются определенные стратегии и тактики поведения, которые приводят к самоизменению личностной сферы. За Р. Мэем: “Страдание - это метод указания природой ошибочной установки или поведения, и для объективной и не эгоцентрической личности любой момент страдания является возможностью для роста” [5, с.164].

Именно такие переживания способны полностью трансформировать внутренний мир человека. Человек же, который не чувствует душевной боли не способен расти. И только пройдя через собственные трудности жизни субъект, может понять настоящие ценности человеческого бытия и его смысл. “Речь идет о высшем личностном смысле, к которому всегда стремился человек, который видел звезды над собой и чувствовал присутствие морального закона в себе” [ 2, с.23].

Инициирование личностных изменений человека является сугубо индивидуальным явлением, которое имеет свои закономерности, особенности развития и определенный конечный результат. Первые попытки инициирования собственных изменений индивида прослеживаются на начальных стадиях онтогенеза, тогда, когда начинают решаться возрастные кризисы. Именно в эти периоды развития формируется способность видоизменять свою психическую сферу, приспосабливаясь к требованиям среды. Изменения, которые происходят во время решения возрастных кризисов хорошо известны и носят название “новообразований”. Возникновение их способствует устранению состояния кризиса и открывает перспективы к последующему развитию человека. То же самое происходит с личностью человека во время, так называемых, ненормативных кризисов, которые являются неожиданными и неестественными. Но усвоенные в предыдущие годы развития определенные модели инициирования личностных трансформаций дают возможности применения их в актуальных ситуациях жизни. Для расширения граней понимания указанного явления и использования полученных знаний на практике нужно вынести его из пределов единичного к пространству общей его сущности. Как указывает И.П. Маноха, в парадигме изучения потенциала индивидуального бытия человека “… необходимым является установление и определение типологических признаков развертывания индивидуального мира “Я” в совокупности его смысловых и динамических характеристик ” [3, с. 245]. Именно для этого, по нашему мнению, нужно применить типологический метод изучения способности человека инициировать личностные трансформации в условиях преодоления критических состояний бытия.

Применение указанного метода возможно на основании синтеза следующих теоретических положений:
1) субъектного подхода к личности, которая адаптируется (Г.О. Балл, Е.В. Виттенберг, Е.К. Зав’ялова, О.Г. Маклаков, А.А. Реан, О.А. Резникова, О.Г. Солодухова и др.) [7];
2) инициальной психологии, которая основывается на основе порождения “нового личностного опыта” (К. Дюркхайм, М. Гиппиус). [1];
3) культурно-исторического направления психологии (Л.С. Выготский, А.М. Леонтьев, О.Р. Лурия), за которым индивидуальное сознание зависит от истории развития культуры и социума окружающего мира;
4) монистической концепции многомерного развития личности В.Ф. Моргуна [4].

Нами предлагается рассматривать определенные типы личности, предопределенные социально исторической предпосылкой их формирования. Назовем их типологическими моделями инициирования личностных трансформаций, исходя из того, что понятие инициирование (от лат. initium - начало) означает учреждение, содействие возникновению или развитию чего-либо. Соответственно любые критические ситуации в жизни индивида требуют от него поиска путей преодоления, установления контроля над ситуацией, благодаря которым человек осознает и решает собственную проблематику, изменяет свой статус и поднимается на другую ступень своего развития. Причем формирование инициального типа личности происходит в процессе его онтогенеза, во время решения сложных ситуаций в жизни. Как известно из истории первобытных культур, инициации происходили с привлечением всего социального окружения индивида и обязательно требовали соблюдения определенного ритуала или обряда (традиционных действий, которые сопровождают важные моменты жизни человека), которые кроме многопланового сакрального смысла, выполняли психологическую функцию знаков, “стимулов - средств”, которые использовались для вхождения человека в новую социальную роль и овладение ею [8]. В последующей социализации ритуалы интериоризуются, делаются неосознанными и становятся первоосновой формирования инициирующих типов (см. Таблицы №1,2).

Разнообразие применения первобытных и современных ритуалов в разных сферах жизни человека может указывать на психологическую значимость символического коллективного опыта, представленного в психике человечества. Но для нас интересными являются ритуалы, которые несут функцию самой трансформации личности. Среди них можно выделить ритуалы инициации. Так инициативный ритуал символизирует смерть прежнего человека и рождение нового, наделенного знанием и высшей мудростью. Разные этапы инициативной игры служат для социальной объективации изменения человека и для интериоризации доступа к новым психическим глубинам через испытание с сильной нуминозной окраской [6; 9]. Этот переход происходит обычно в три этапа, которые характеризуют перерождение личности: 1) ритуал отдаления от привычного мира. Инициация должна происходить в освященном месте (специальное место в лесу, культовое сооружение, пещера и тому подобное). Уединению неофита предшествует очистка (купание, пост, бритье волос и тому подобное); 2) символическая смерть, которая часто имитирует смерть бога. Она включает испытания (блуждание, бичевание), которые приводят посвящаемого к смерти (нисшествие в ад, битва с чудовищами, блуждание по лабиринту). Психологи утверждают, что “смерть - образцовое выражение окончания определенного способа существования. Невозможно достичь никаких реальных изменений в человеческой сущности без того, чтобы не «умереть» для предыдущей жизни ” [3, с.140]. В конце символических странствий посвящаемый получает тайные знания, которые являются непременным условием необратимого изменения человека (тайный язык, знаки отличия или ответ на загадку): 3) ритуал возрождения к жизни. Неофит, наделенный новым знанием и силой, выдержав испытание контактом с сакральным, получает признаки и привилегии, связанные с его новым социальным статусом (изменение имя, татуировка, особенная одежда).

Все указанные испытания человека при ритуале инициации хорошо отражены в переживании критического состояния бытия. Это и отдаление от общественной жизни (погружение в свой внутренний мир), и символическая смерть, которая сказывается в депрессивной симптоматике, и возрождение к жизни с личностной трансформацией и появлением новых возможностей развития.

По нашему мнению построение инициирующей типологии личности имеет свою терминологию, где названия типов несут обычную практически-бытийную окрашенность, которая отделяет их от клинических вариантов личностных проявлений и придает признаки экзистенциального направления личности:

  • Пространственно-временные ориентации личности определяют „ситуативный” тип, который ориентирован только на реальный момент. Данный тип является активным, он ищет выход из кризисной ситуации, учитывая имеющиеся возможности. На прошлое ориентированный „ностальгический” тип, который воспоминаниями о приятном прошлом защищается от осознания угрозы своему Я. „Мечтательный” тип личности откладывает решительные действия на потом, на будущее, представляя как безболезненно он все решит, но этот момент никогда может и не наступить. Последние два типа относятся к пассивным и не являются продуктивными.
  • Потребностно-волевые переживания является основой для таких типов: „избегающего”, который переживает массу неприятных эмоций связанных с решением кризисной ситуации, изменением существующего состояния и потому стремится к затягиванию инициации; „терпеливого” типа, который имея высокую фрустрационную толерантность будет медленно, флегматично продвигаться к поставленной цели, одновременно удовлетворяя свои неотложные потребности, условия кризиса не будут существенно мешать его существованию; „героического” типа, который наоборот, любую сложную жизненную ситуацию будет воспринимать как вызов судьбы, и с вдохновением будет решать ее, получая от этого наслаждение.
  • За содержательной направленностью личности можно выделить типы: „организаторский”, который направляет все свои усилия на управление с целью решения своей проблемы; „социально-зависимый” ищет поддержку, обращаясь к родным, друзьям, специалистам, чтобы поделиться своими проблемами, что приводит к эмоциональной разрядке, успокоению; „независимый” проявляет самостоятельность в попытках развязать сложную ситуацию, стремится к уединению, чтобы в покое рассуждать о своих действиях, беря всю ответственность за последствия на себя.
  • За уровнем усвоения инициального поведения можно говорить о трех типах личности: „начинающий”, который с помощью проб и ошибок ищет конструктивный выход; „репродуктивный” имея определенный опыт решения кризисных ситуаций, действует за определенным алгоритмом, который у него сложился, или повторяет поступки известных ему людей; „креативный” тип способный повернуть ситуацию на свою пользу и не только развязать противоречие и снять признаки критичности, но и извлечь определенную пользу из этого.
  • По форме инициальной деятельности можно выделить такие типы личности: „практический”, который активно ищет решения болезненной проблемы, используя свои решительность и мобильность; „интуитивный” направленный на ожидание последующего развития событий, интроспективное отношение к самому себе, попытка увидеть свои проблемы в другом свете; „аналитический” с помощью проблемного анализа кризиса отыскивает нужное решение.
  • Нами была добавлена шестая инварианта „результативности деятельности”, которая дает возможность проследить инициирование изменений личности в динамике. За ней „инволюционный” тип характеризуется самопоражающими формами поведения, которые отбрасывают личность в ее развитии далеко назад (алкоголизм, наркотизация, психические расстройства, суицид и тому подобное); „застревающий” тип не может никак изменить существующее состояние и оставляет status quo, что ведет к невротическому развитию личности; „эволюционный” тип направлен на продуктивное решение критической ситуации, которая приводит к его личностному росту.

Литература 1.Буякас Т.М. Инициальный путь развития личности: возможности психологической работы // Вопросы психологии.–2003.–№5.–С.68– 79.
2. Вахромов Е., Ашер Т. Психологический кризис нашего времени // Глобальные проблемы человечества. Междисциплинарный научно-практический сборник. – М.: Изд-во МГУ, 2006.– С.19– 39.
3. Маноха І.П. Психологія потаємного “Я”–К.: Поліграфкнига, 200.– 448 с.
4. Моргун В.Ф. Концепция многомерного развития личности и ее приложения // Филос. и социол. мысль. – 1992. – №2. – С.27– 40.
5. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. Как давать и обретать душевное здоровье. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 256с.
6. Нечипуренко В.Н. Ритуал (опыт социально-филосовского анализа). – Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2002. – 292 с.
7. Рєзникова О.А., Солодухова О.Г. Суб’єктний підхід до психології особистості, що адаптується // Наук. студії із соц. та політ. психології: Зб. статей.–К.: Міленіум, 2007.–Вип. 16(19).–С. 104– 108.
8. Токарев С.А. Ранние формы религии. – М.: Политиздат, 1990. – 622с.
9. Элиаде М. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения. – М., СПб., 1999.

Просмотров: 1177 | Добавил: Usersergio | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Календарь
«  Июль 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Первый международный аутсорсинговый интернет контакт центр
  • Система активного мониторинга посетителей сайта
  • Сайт онлайн консультантов
  • Центр изучения Личности
  • Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 37
    Статистика
    Лига психологов, психотерапевтов, коучей, бизнес - консультантов и тренеров © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz
    Катерина Пенкова и Алиса Анисимова