Вчера я как обычно ехала в маршрутке из университета домой. Передо мной сидела женщина с ребенком, которому было года полтора. Он с интересом разглядывал всё вокруг и переодически останавливал свой взгляд на мне. Только что я пыталась подобрать эпитет к слову "взгляд", но так и не нашла. Ни один из них не может отразить в полной мере характер этого взгляда. Наверно потому, что это был взгляд ребёнка, и в тот момент я тоже не могла понять, что я читаю в его выражении глаз. Но меня посетило чувство какой-то непревзойдённой естественности, чистоты и мудрости. Ведь мудрость это не только и не столько слова, сколько состояние души.
"Это то, что у нас есть изначально, - подумала я, - у всех. И даже у самого закоренелого алкоголика или даже преступника в детстве были такие глаза". Но как трудно потом увидеть этого ребёнка в каждом из нас. Куда же уходит естественность, мудрость, чистота, вера в себя и в этот мир, безудержная радость и искренняя печаль? Вероятно, что терять это нас учит окружающий мир, мир взрослых людей. Нас воспитывают наши родители: кого-то более, кого-то менее удачно; но самое страшное то, что сами того не желая, родители могут сломать своим детям жизнь. Ведь "стать человеком" не всегда значит стать счастливым человеком. Хоть этого и хотят большинство родителей, они часто приносят своего ребёнка в жертву воспитанию, которое они считают правильным.
К сожалению, именно вследствие неправильного воспитания у нас формируются те, говоря сухим психологическим языком, комплексы, страхи, вредоносные умозаключения, которые проявляют себя и портят нам жизнь уже во взрослом возрасте и даже тогда, когда и мы сами становимся родителями. И чему мы учим наших детей? Мы тоже передаём им весь багаж собственных нерешённых проблем, страхов, предубеждений. И круг замыкается. Но ведь если мы его замкнули, в наших же силах его разорвать.
Нет такого круга, из которого нельзя было бы сделать колесо, колесо прикрутить к велосипеду, а на велосипеде поехать летом на речку купаться и радоваться жизни! -" шучу… Для того чтобы вырастить, а скорее, позволить ребёнку вырасти душевно здоровым и счастливым, вам не надо:
- Звонить по указанному телефону в течении 10-ти минут и получать 2 упаковки новейших психобиодобавок "HAPPY & HEALTHY" за пол цены;
- Обращаться к великой гадалке-экстрасенсу за эксклюзивным амулетом из лягушечьих лапок и усиков тибетских рыжих тараканов.
Вам стоит всего-навсего поинтересоваться, как тот или иной стиль воспитания влияет на ребёнка. Хотя бы. Совершенству нет предела. И начинать изменять мир к лучшему нужно с себя. А там, поверьте, куча работы. Но если вы хотите лучше понимать своего ребёнка, как минимум нужно поинтересоваться возрастной психологией. Понятно, что не всем интересно побаловаться психологическим чтивом, особенно научным, а не популярным. Однако то, что пилюля не сладкая, не уменьшает её ценности.
Ребенок нуждается в вашей любви больше всего именно тогда, когда он меньше всего ее заслуживает. - Э. Бомбек
Характер ребенка - это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер. - Эрих Фромм Можно заглядывать на наш сайт и находить здесь информацию, сжатую в подобные статьи. В крайнем случае можно обратиться к детскому психологу за рекомендациями.
Что меня больше всего удивляет в нашем обществе, так это портрет образованного, интеллигентного человека. Нас учат со школьной скамьи очень "важным" предметам, большая часть которых впоследствии не пригождается человеку в жизни. Полезный предмет "история", и учитель истории с пеной у рта будет доказывать, что это так. И мы изучаем вехи прошлого с 5 по 11 класс. Замечательный предмет "литература". И мы проходим культурные наработки мира. В ВУЗе продолжается интенсивное "окультуривание" человека общеобразовательными предметами.
В результате человек "всесторонне развит": знает древнее искусство скифов, т.к. целый 5 класс он изучал историю древнего мира, знает о картине великого Рембрандта и даже знает вложенный в неё смысл, т.к. это разбирали на семинаре на 1 курсе, знает, что в Египте течёт река Нил, в которой ему вряд ли удастся искупаться с его странной зарплатой. Но всё это он знает, и потому достоин уважения и почтения как интеллигентный человек. Однако что из столь ценного багажа знаний поможет этому человеку в случае, если его дочь-подросток в депрессии пытается покончить с собой, если у сына проблемы в налаживании отношений с противоположным полом, если сам он является трудоголиком, если его жена фригидна?.. Быть может, он посоветует дочери почитать "Анну Каренину", сыну расскажет о подвигах Дон Жуана, сам возьмёт пример с Обломова, а жена будет медитировать на картинах эротического искусства?
На все эти жизненные вопросы даёт ответы психология, которой не уделяется столько внимания в образовательных учреждениях, сколько тем же истории и литературе. Но вопрос ведь в том, кого мы хотим образовать? Человека эрудированного или человека счастливого? Что должно считаться приоритетом в жизни: знания, которые расширяют человеческий кругозор, повышают его "культуру", или же счастье этого человека и умение помогать быть счастливыми другим?
Конечно, умение воспитать здоровую, гармоничную, творческую личность в своём ребёнке не столь важно, как блеснуть своими знаниями на шоу "О, счастливчик"…
Будьте Счастливы!
|